Изучаем «подводные камни»

WhatsApp
Заказать звонок
office@infots.ru

Публикации 

Разработка информационной системы является одним из самых сложных процессов, которые ожидают руководителя на пути автоматизации предприятия. Это связано и с недостатком информации на рынке, и с отсутствием полноценной ниши консалтинга. Важно предусмотреть множество факторов, которые в дальнейшем будут влиять на четкую работу всех операций — ведь даже разовый отказ системы крупной компании может принести колоссальные материальные убытки. О том, кому можно доверить разработку программного обеспечения и какие моменты следует учитывать при выборе подрядчика, рассказывает Карл Драффен — коммерческий директор компании «ИнфоТек и Сервис».

Когда возникает потребность в разработке информационной системы предприятия, обычно используются три стандартных пути претворения этой идеи в жизнь. Это разработка системы своими силами, покупка готового программного обеспечения (например, частей ERP-систем) или разработка продукта на заказ. Любой из этих путей имеет свои преимущества и недостатки. Далее на полях приведен сравнительный анализ положительных и отрицательных сторон каждого подхода. Этот анализ применим в основном для крупных предприятий, численностью в несколько тысяч сотрудников, либо для компаний, в которых работа с информацией является одним из основных направлений бизнеса, а информационные потоки нестабильны на протяжении длительного периода времени.

В наш краткий обзор не попали такие распространенные пути решения задачи, как кусочная автоматизация (фактически «механизация») выполнения отдельных задач без привязки к единой системе, а также попытки закрыть те или иные проблемы путем использования электронных таблиц и создания над ними целых программных комплексов. К сожалению, такие решения никогда не смогут привести к созданию полноценной информационной системы, и основное время заказчик затратит на попытки связать в единое целое разрозненные части.

Таким образом, рассмотрев все плюсы и минусы возможных решений проблемы, связанной с разработкой информационной системы Вашего предприятия, Вы выбираете стратегию ее создания и развития. Часто приходится наблюдать ситуацию, когда предприятия последовательно меняют выбранную стратегию развития, переходя от собственной разработки на коробочные продукты, позже дорабатывая их собственными силами или руками сторонних компаний. Некоторые проходят этот путь до конца и передают разработку сторонним компаниям лишь после долгих попыток создания целостной и отвечающей текущим требованиям системы. Некоторые перескакивают через этапы - например, при отсутствии собственного подразделения разработчиков или при невозможности использовать коробочные версии программного обеспечения вследствие специфики бизнес-процессов.

Но подавляющее большинство руководителей, заказавших разработку ПО сторонней компании (которая завершила проект успешно, а это и есть самое главное условие), уже не будут рассматривать даже саму возможность покупки коробочного продукта. После нескольких месяцев эксплуатации штатные разработчики предприятия своими силами могут вести работу по сопровождению системы в широком смысле - администрирование баз данных, установка и конфигурирование рабочих мест и необходимого оборудования, написание и включение в код системы различных отчетов и т.п. Таким образом, исключается зависимость предприятия от компании-разработчика.

Как пример создания одного из компонентов информационной системы предприятия можно привести подсистему «Склад готовой продукции», разработанную и внедренную компаниями «Адвантум» и «ИнфоТек и Сервис» на ОАО «Соликамскбумпром».

Готовой продукцией основного производства этого ОАО является бумага в рулонах. Одним из требований к складской подсистеме являлось требование обеспечить порулонный учет продукции, т.к. каждый рулон обладает уникальными характеристиками (диаметр, формат, вес и т.д.), а также специальной маркировкой, которая наносится на партию рулонов по желанию покупателя.

В обычном состоянии на складе может находиться около 8000 тонн бумаги, что соответствует около 20 000 рулонов. На склад заведены четыре железнодорожные ветки, на каждую из которых может быть поставлено пять вагонов или платформ.

Информационная система, разработанная и внедренная на предприятии, обеспечивает возможность осуществления всех операций склада: учет приемки рулонов, размещение, регистрация поступающих транспортных средств (вагонов, контейнеров и автомобилей), отгрузка рулонов с выдачей полных комплектов отгрузочных документов, отправка рулонов в цех на переупаковку, перепривязка на другого потребителя, инвентаризация и т.п.

Подсистема «Склад» опирается на достаточно развитый набор специализированного оборудования автоматической идентификации. При выработке съёма (несколько рулонов, вырабатываемых одновременна) на термотрансферных принтерах Z4M (Zebra) печатаются паспорта на каждый рулон. В паспорте содержится минимально необходимая информация о рулоне, его уникальный номер, сформированный системой, и штриховой код.

Паспорт наклеивается на рулон, затем, при поступлении рулона на весы, сотрудник сканирует штриховой код паспорта и вводит вес рулона. Рулон упаковывается, и, завершая его маркировку, специализированный принтер печатает этикетку формата A3, в которой содержится вся необходимая информация о данной единице продукции, включая уникальный код в человекочитаемом виде и в виде штрихового кода.Стационарные сканеры DS6100 в термокожухе установлены на поворотных штангах для предотвращения повреждений в случае неостановки рулона бумаги на транспортере.

Поступление рулона на склад автоматически фиксируется в системе промышленными сканерами штриховых кодов DS6100 (DataLogic), установленными на каждой линии транспортеров. Для обеспечения считывания ШК при любом положении рулона, на последнем печатаются два одинаковых кода, расположенных перпендикулярно друг к другу (Т-образный код), а промышленный сканер оснащен системой реконструкции кода (ACR). Эта система позволяет считывать ШК не только в классическом положении, когда луч пересекает его от начала до конца, но и при последовательном пересечении лучом сканера штрихов под углом в 45°.

Все операции на складе (инвентаризация, отгрузка в вагон и т.п.) производятся с использованием переносных терминалов сбора данных PDT6142 (Symbol), работающих в радиосети Spectrum24 (Symbol). Отличительной особенностью этой сети является непрерывная связь терминалов с базой данных и отслеживание всех изменений в режиме реального времени. Необходимость такого обмена информацией продиктована постоянно изменяющейся ситуацией на складе. На случай аварийного отключения радиосети все функции, которые можно выполнить с использованием терминалов, продублированы в «классическом» интерфейсе пользователя подсистемы «Склад». Система обеспечивает непрерывную работу склада, 24 часа в сутки без выходных.

Терминал сбора данных PDT6142, работающий в радиосети Spectrum24Исходя из специфики широтного расположения предприятия, а также длительности зимнего периода, были предложены нестандартные решения для оборудования АИ, позволяющие осуществлять круглогодичную работу в условиях практически не отапливаемого складского помещения. Ряд приборов, установленных на складе не предназначенных для работы при отрицательных температурах, был оснащен специальными термокожухами. Модели терминалов также выбирались исходя из требования постоянной работы при отрицательных температурах (до -25 °С).

Подсистема «Склад», тесно связанная с производственной и бухгалтерской подсистемами, обеспечивает непрерывность и прозрачность работы пользователей с информацией. Например, уполномоченный пользователь может увидеть полную информацию по каждому рулону (возможная цепочка состояний рулона: выработан, взвешен, отправлен на склад, принят на склад, отправлен на переупаковку, поднят в цех, переупакован, отправлен на склад, принят на склад, отгружен потребителю) вплоть до счета-фактуры, который был автоматически сформирован в бухгалтерской подсистеме по факту отгрузки. Таким образом, в отличие от «кусочной» автоматизации отдельно взятого склада, создана информационная система, обеспечивающая работу всех подразделений предприятия.

Причем вся эта система в целом работает под управлением достаточно строгой, но в то же время легко настраиваемой подсистемы распределения доступа, которая обеспечивает администратора средствами для распределения функций по различным группам пользователей. При этом один и тот же пользователь может входить как в одну, так и в несколько групп, а все значительные изменения, производимые пользователями с важнейшими объектами системы, регистрируются и сохраняются в журнале.

Устройства радио доступа сети Spectrum 24Устройства радио доступа сети Spectrum 24Информационная система позволяет одновременно вести учет производства продукции различного назначения с разными характеристиками (бумага в рулонах, жидкие и порошкообразные лигносульфанаты, товары народного потребления - тетради, бумага формата А4 и т.п.), а также предоставляет возможность учитывать выработку продукции, территориально удаленную от основного производства.

Система является распределенной и опирается на два сервера баз данных, расположенных в зданиях Управления и Производства. Здания удалены друг от друга на расстояние около полутора километров, связь осуществляется по выделенной линии посредством HDSL-модемов. Механизмы специализированной репликации данных между серверами были доработаны специально для данного проекта.

Как уже говорилось выше, подсистема «Склад готовой продукции» создана в рамках построения единой информационной системы предприятия. Все операции были автоматизированы. В результате многократно возросла скорость обработки и передачи информации в Другие подразделения, практически исключены ошибки при отгрузке, значительно ускорился процесс инвентаризации - теперь он не связан с переписыванием содержания этикеток, а заключается в сканировании штрихового кода рулонов, находящихся на складе. При этом сканирование можно осуществлять в произвольном порядке, используя несколько терминалов и не останавливая специфические складские процессы. Теперь руководители предприятия могут быть спокойны за достоверность информации о состоянии склада и происходящих на нем операциях в любой период времени.

Характерной особенностью внедрения данной системы является то, что ни одно из имеющихся готовых программных решений (за исключением самых дорогих) не позволило бы обеспечить автоматизацию каждого информационного процесса без изменения схемы работы предприятия. В рассмотренном случае исполнители заказа имели возможность разрабатывать ПО и оснащать оборудованием каждое рабочее место, исходя из задач, решаемых конкретным сотрудником.

В настоящее время ведется работа по дополнению подсистемы сервисными функциями и различными аналитическими отчетами, которые необходимы для получения детальной картины деятельности предприятия.